Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи

Чайная церемония в Японии сродни медитации, которая освобождает участников от привычной суеты, отравляющих мыслей и гнетущих разговоров. Чаепитие восстанавливает душевные силы и возвращает сознанию ясность. Церемония помогает «поклониться Красоте в сером цвете будней» и вспомнить, что жизнь прекрасна! Нужно лишь взглянуть на неё под правильным углом, празднуя свои прозрения глотками ароматного чая.

Искусство чайной церемонии сложилось в Японии под влиянием дзен-буддизма, поэтому каждый элемент напоминает отточенный ритуал духовной практики. Возвышение души через обыденные действия – обычная практика буддийских монахов, которая быстро прижилась в среде деловитых японцев. Чайная церемония стала способом возвращения внутреннего равновесия и возможностью сосредоточить внимание на гармонии мира.

Ритуальное чаепитие оттачивалось в Японии столетиями. Буддистские монахи применяли чай, как подношение Будде. Самураи и представители аристократии устраивали особые чайные турниры, где участники состязались в знании сортов, происхождения и даже способов заваривания чая.

Фундамент традиционной церемонии был заложен монахом Мурата Дзюко. Мастер объединил разрозненные принципы в стройную систему, отталкиваясь от идеи «ваби», которая подчёркивала значимость простоты и естественности. Основными принципами церемонии стало стремление к Гармонии, Почтительности, Чистоте и Покою.

Философскую и эстетическую составляющую в дальнейшем углубил Сэн-но Рикю, который стремился распознавать красоту не в предметах роскоши, а в простых вещах. Верный своим принципам мастер был вынужден совершить ритуальное самоубийство, получив приказ от своего сюзерена (Тоётоми Хидэёси), любящего пышные и шумные торжества. Вопреки трагедии, стремление к простоте, стало основой японской культуры чаепития.

Структура чайной церемонии – этапы очищения

Японская чайная церемония всегда проходит без спешки в атмосфере уважительной почтительности. Условно ритуал можно разделить на несколько частей:

Приход гостей – отрешение от мирских проблем

Чайная церемония в классической форме начинается с прихода гостей. Приглашённых впускают на специальную ограждённую территорию, состоящую из уютного сада, «чайного дома» и нескольких «хозяйственных сооружений».

На входе гости получают возможность оставить лишние вещи и переобуться, после чего обязательно совершается небольшая прогулка по саду. Специальная тропинка (родзи) ведёт к дому чайного мастера, позволяя гостям неторопливо погружаться в Тишину и созерцательное состояние.

Чайный мастер встречает гостей вежливым поклоном, предлагая им совершить омовение рук и лица. Затем все входят в «тясицу» (чайный домик) через маленькую дверцу (высотой около 90 сантиметров) – гости вынуждены склоняться в поклоне, что имеет глубокий смысл (проявление почтительности, оставление забот за порогом, отказ от вражды).

Торжественная часть – ритуальное чаепитие

Чайная церемония начинается с момента, когда гости оказываются в таинственной атмосфере чайного домика. Помещение обустроено предельно просто – однотонные стены, приглушённого оттенка, татами на полу и заранее подготовленная токонома (ниша для благовоний, свитков с буддийскими текстами, цветочных украшений). В центре домика обычно располагают простой бронзовый очаг, на котором мастер кипятит воду и готовит чай.

  • Подготовка. Считается, что голод лишь помешает постижению гармонии. Поэтому японская чайная церемония включает в себя предварительное угощение (простую пищу «кайсеки» до начала чаепития и специальные сладости «омогаси» в процессе). После принятия пищи гости могут выйти в сад, освежить голову, а затем возвращаются к ритуальной части.
  • Ритуал. В абсолютном молчании при свете очага чайный мастер приступает к приготовлению чая. Начинается волшебство отточенных движений, которые погружают наблюдателей в медитативное состояние. Треск горящих дров, звуки закипающей и льющейся воды, тихое приготовление чая в специальной посуде – мастер показывает, что каждое движение может быть проявлением высокого искусства.

Наиболее значимой частью церемонии является создание «густого чая» (кой-тя), который заваривают в большой керамической чашке и передают по кругу между гостями (от старшего к младшим или по социальному уровню).

Принято делать не более одного символического (при принятии чаши) и трёх полных (после трёх поворотов посуды в руках) глотков чая. А также заботиться о присутствующих – после пробы напитка нужно бережно протирать края чаши льняной или бумажной салфеткой.

После осушения напитка, каждый гость вновь имеет возможность подержать чашу в своих руках и внимательнее изучить её форму, индивидуальные особенности (окрас, трещинки) и остаточный аромат чая. Ритуальная часть считается завершённой, приходит время расслабляющей беседы.

  • Отдых и возвышенные речи

Чайная церемония приобретает светский характер – мастер готовит чай отдельно для каждого гостя, услаждая слух присутствующих поучительными легендами и притчами, шедеврами японской литературы, философскими высказываниями. В этой части гости могут задавать вопросы о символизме чайной церемонии или вести беседы на возвышенные темы.

Расслабленное чаепитие и обсуждение интересных тем может длиться несколько часов – мастер сам принимает решение о завершении церемонии. После приношения ритуальных извинений он удаляется из домика, гости получают возможность неспешно выйти из медитативного состояния.

Чайная церемония в Японии проходит неспешно, чтобы каждый участник смог в полной мере насладиться красотой ритуала. Каждый этап направлен на очищение разума от гнетущих мыслей, сердца от груза переживаний. Все проблемы и дела остаются за воротами чайного комплекса, чему способствует чёткая структура церемонии.

Суть процесса сводится к достижению полного умиротворения и обретению возвышенности – благодаря одухотворённым действиям мастера, гости учатся наслаждаться каждым моментом и видеть Красоту в простейших вещах.

Время пить чай – когда проводят церемонию

Ничто не остаётся неизменным – таков неумолимый закон времени. Поэтому чайная церемония может проводиться в любое время суток. Ночь, как и день – отличное время, чтобы пить чай. Впрочем, в зависимости от времени суток выделяют различные виды церемоний.

Традиционные разновидности чайных церемоний:

  • Ночная мистерия. Ночью всё воспринимается по-другому, поэтому чайные мастера стремятся создать мистическую атмосферу для церемонии, проводящейся в ареоле лунного света. При свете звёзд из цельных листьев готовят порошковый чай, который всегда заваривают очень крепко. Гости собираются вместе около полуночи и расходятся по домам к 3-4 утра.
  • Чаепитие восходящего солнца. Восход славит жизнь, поэтому церемония проходит воодушевлённо и даже блаженно. Царит атмосфера благодарности и принятия, ведутся беседы о Добре и Любви, Труде и Мечтах. Чаепитие начинается около 3 часов ночи и продолжается вплоть до 6 утра, чтобы участники могли в полной мере оценить тонкую грань между тьмой и рассветом.
  • Освежающий утренний чай. Утренняя чайная церемония начинается в районе 6 часов утра, когда солнце очень нежно греет, а воздух ещё помнит ночную прохладу. Проводят утренний ритуал обычно в жаркую погоду, когда только глубокой ночью и ранним утром доступна прохлада.
  • Послеобеденный чай. Солнце отмерило половину дня, гости успели основательно подкрепиться и нуждаются в расслабляющем чаепитии. Послеобеденная церемония начинается около 13 часов дня и дополняется только лёгкими сладостями, подчёркивающими вкус чая.
  • Вечерняя церемония. Вечер – чудесное время для проведения чайной церемонии. Гости получают возможность освободиться от всех забот дня и полностью погрузиться в созерцание – впереди вся ночь для восстановления сил, значит можно позволить душе воспарить!
  • Заказные чайные церемонии. Помимо цикла суточных чаепитий существует особый вид чайной церемонии – «специальная» (с яп. риндзитяною), которую заказывают к знаковым событиям. Популярны чайные встречи старых друзей, празднование важных семейных дат, организация юбилеев и прочих торжеств.

Зачастую на подобных мероприятиях присутствует много людей, мало знакомых с деталями чайной церемонии, поэтому мудрость и опыт мастера играют решающую роль. От него требуется не только правильно и красиво провести церемонию, но и задать нужный эмоциональный тон, увлечь всех участников внутренней и внешней красотой ритуала. Только чайный мастер высокого ранга обладает столь внушительными душевными качествами.

Как современные японцы пьют чай

Чайная церемония считается великой культурной традицией, нуждающейся в бережном обращении. Большинство японцев не имеют возможности часто посещать чайный домик или изучать тонкости ритуала. Допускается проведение церемонии в отдельной комнате ресторанчика или даже на дому, главное – не допускать слишком вольного обращения с правилами проведения обряда.

Чаепитие в современной Японии зачастую проходит намного проще. Японцы известны своим героическим трудолюбием, поэтому охотно покупают холодный чай в бутылках, экспресс напитки в кафетериях или автоматах, заваривают обычный пакетированный чаёк.

Между тем, чайный дух настойчиво зовёт жителей страны восходящего солнца к таинственному чайному домику, где на бронзовом очаге кипит родниковая вода, а чайный мастер бережно готовит изысканный чай.

Совместное чаепитие, проводимое в форме определённого ритуала, родилось в Японии в далёкие средние века как одна из практических медитаций буддийских монахов, а позднее распространилось и в другие сферы жизни японцев. Главная цель японской чайной церемонии - это встреча чайного мастера со своими гостями для беседы, совместного отдыха с неспешным чаепитием и наслаждения покоем и красотой.

Несколько видов традиционного японского чаепития

1. Специальная - такая церемония проводится, если есть определённый повод: встреча друзей, праздник, а раньше - подготовка к сражению и т.п.
2. Чаепитие на восходе солнца - оно проводится с 3-4 часов и до 6 часов утра.
3. Утрення чайная церемония - проводится в 6 часов. Особенно популярна в жару, так как в это время суток ещё прохладно.
4. Послеобеденное чаепитие - начинается в 13 часов. К чаю могут подаваться пирожные.
5. Вечерняя церемония - в 18 часов дня.
6. Ночная - начинается около полуночи и может продлиться до 4 часов утра. Чаще всего проводится, когда небосвод освещён луной.

Место для проведения японской чайной церемонии

Для классического японского церемониального чаепития обустраивается специальное место. Обычно это - небольшой чайный сад(тянива), в котором сооружается чайный домик(тясицу) и вспомогательные постройки: прихожая, павильон для сбора гостей. Сад тянива моделирует собой горный склон с вечнозелёными растениями, мхом и старинными неяркими фонарями. К домику ведёт дорожка, выложенная самыми обычными камнями, имитирующими горную тропинку. Вся территория обычно огораживается и пройти на церемонию можно через тяжёлые деревянные ворота.


Домик тясицу представляет собой простое, скромно обставленное помещение, состоящее из одной комнаты с узким и низким входом и несколькими, высоко расположенными окнами. Маленький вход сделан для того, чтобы каждый входящий мог поклониться, а также оставить за стенами домика не только оружие, но все мирские заботы. Самая главная часть тясицу - это ниша в стене - токонома, обустроенная как раз напротив входа. В токономе устанавливаются цветы, курильница с благовониями и вывешивается свиток с подготовленным к церемонии изречением. Чай готовится в бронзовом очаге, расположенном в центре помещения.

Как проходит чайная церемония в Японии

Приглашённые на чаепитие гости проходят через открытые ворота в чайный сад, меняют обувь в прихожей и собираются в одном павильоне, в котором им подаются небольшие чаши с горячей водой. Далее гости проходят по каменной дорожке к чайному домику, по пути любуясь садом и освобождая своё сознание от обыденных дел. У домика гостей встречает хозяин - чайный мастер, тут происходит обряд приветствия и омовения у расположенного рядом каменного колодца. Каждый пришедший с помощью ковшика омывает лицо, руки, прополаскивает рот и споласкивает ручку ковшика, оставляя его следующему гостю. Теперь гости могут разуться у порога и пройти внутрь домика. Сначала все должны изучить свиток с изречением в токонома и понять тему, которой посвящено чаепитие. Немного погодя, вслед за гостями входит и хозяин. Пока в котле нагревается вода, пришедшим подаётся лёгкое угощение - кайсэки, после которого гости выходят размяться, а хозяин меняет свиток в токонома на симолическую композицию, составленную из веток деревьев или цветов.

Далее участники церемонии возвращаются в домик, и чайный мастер начинает готовить густой зелёный чай из порошка. Сначала готовый напиток предлагается испить всем из одной чаши, а потом каждому гостю подаётся отдельная чашка с чаем. Заваривание и первое распитие чая происходит при полном безмолвии, а когда каждый получает свою чашку с чаем, то начинается беседа. К чаю подаются сладости. Когда беседа завершается, то хозяин, извинившись, выходит из домика - это значит, что церемония закончена. Гости ещё раз осматривают токонома и очаг и покидают домик. Чайный мастер кланяется каждому уходящему, а затем возвращается в тясицу, недолго сидит внутри, погружаясь в ощущения от проведённой церемонии, а потом прибирается в домике, забирает посуду и цветы...


Интересно, что посуда, предназначенная для японского чаепития тщательно моется, но не отскабливается от въевшегося чайного налёта и хранит на себе следы всех предыдущих церемоний - следы времени.
Не огорчайтесь, если Вы не можете обустроить японскую чайную церемонию по всем правилам - при отсутствии возможностей, допускается наличие отдельной комнаты или даже просто стола.

Японцы пьют в основном зеленый чай, реже - желтый. Желтые чаи заваривают по-китайски, в гайвани, настаивая не более 2 минут. Зеленые чаи пьют и в обычном, листовом виде, и в виде порошка. Во втором случае чайные листья перед завариванием перетираются в фарфоровой ступке. Нормальным количеством заварки на 200 г воды считается 1 чайная ложка порошка (или 1,5-2 ложки листового чая). Чай заваривают в фарфоровых шаровидных чайниках, нередко, по китайскому обычаю, с ситечками для заварки. Температура воды для заваривания чая не превышает 60°C, время заваривания не превышает 4 минут. В таких условиях чай не может полностью экстрактироваться, но зато в напитке сохраняется максимум аромата, который более всего и ценят в нем японцы. Чай имеет слабый, бледно-зеленый цвет. Японские чашки обычно не имеют ручек и очень малы - их объем не превышает 50 мл. Чай из них пьют очень медленно, маленькими глотками, без сахара или иных добавок.

Чай в Японии сопровождает каждый прием пищи. Его пьют перед едой и после еды, обычно им запивают рис. Кроме повседневного чаепития, чай пьют во время японской чайной церемонии. В таких случаях готовится особый, церемониальный чай. Листья растираются в мельчайший порошок, который заваривается из расчета приблизительно 100 г чая на 500 мл воды. Полученный напиток имеет консистенцию жидкой сметаны, он очень терпкий и чрезвычайно ароматный.

В отличие от китайцев, считающих, что чай можно пить только горячим, японцы охотно пьют также холодный зеленый чай.

Японская чайная церемония

Чайная церемония(яп. - тя-но ю) - специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в средние века в Японии и по настоящее время культивируемая в этой стране. Появившись первоначально как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры, тесно связана со многими другими культурными явлениями.

История

По различным источникам, начало употребления чая в Японии относится к VII-VIII векам нашей эры. Чай был завезен в Японию с материка. Считается, что его завезли буддийские монахи, для которых чай был особым напитком - его пили во время медитаций и подносили Будде. По мере того, как дзен-буддизм распространялся в Японии, а священники начинали оказывать все большее влияние на культурную и политическую жизнь страны, распространялось и потребление чая. В XII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сегуну Минамото но Санэтомо книгу «Кисса Едзеки» о сохранении здоровья с помощью чая. К XIII веку питье чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем из монастырей в аристократическую среду проникла практика «чайных турниров» - собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе, среди крестьян и горожан также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, и представляло собой просто собрание для совместного употребления напитка за неторопливой беседой.

По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Первоначальная форма ритуала была разработана и введена монахом Дае (1236-1308). У Дае обучились первые чайные мастера - также монахи. Веком позже священник Иккю Содзюн (1394-1481), настоятель храмового комплекса Дайтокудзи в Киото, обучил чайной церемонии своего ученика Мурата Дзюко (Сюко). Последний развил и преобразовал чайную церемонию, и обучил ее проведению сегуна Асикага Есимицу, дав, таким образом, традиции «путевку в жизнь» - как и в большинстве стран, в Японии все, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных.

Мурата следовал положенной в основе церемонии идее «ваби» - стремлению к простоте и естественности, отчасти, в противоположность пышности и роскоши самурайских «чайных турниров». Он объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония («ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзео Такэно (1502-1555). Он начал использовать для церемонии специальное строение - чайный домик (тясицу), которому, в соответствии с принципом «ваби», был придан вид крестьянского дома с соломенной крышей. Он же ввел в употребление в церемонии керамическую посуду грубой работы.

Ученик Дзео Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591), доработал чайный домик и ввел в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. Сэн-но Рикю формализовал этикет церемонии, последовательность действий участников и даже определил, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создавать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Нововведения, сделанные Рикю, придали новое значение «саби» - принципу изысканности и красоты, также воплощенному в чайной церемонии. Обстановка церемонии направлялась на то, чтобы показать не явную, яркую, бросающуюся в глаза, а скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках. Таким образом, к XVI веку чайная церемония из простого коллективного чаепития превратилась в мини-спектакль, который в целом рассматривался как одна из форм духовной практики и в котором каждая деталь, каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония - искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».

Судьба Сэн-но Рикю сложилась трагически: его эстетические принципы входили в противоречие с вкусами Тоетоми Хидэеси, предпочитавшего пышные, богатые приемы и драгоценную чайную утварь (для него в 1585 году была даже построена огон тясицу - чайная комната, покрытая золотой фольгой, все чайные принадлежности в которой были из чистого золота), и в 1591 году чайный мастер был вынужден по приказу повелителя совершить ритуальное самоубийство. Тем не менее, чайная церемония развивалась в русле принципов, выработанных Сэн-но Рикю, и ведущей школой чайной церемонии стала основанная им школа Сэнкэ. Большую роль в укреплении позиций школы сыграл внук Рикю, Сэн Сотан (1578-1658), ставший третьим по счету иэмото школы. Сыновья Сэна Сотана возглавили три ветви школы Сэнкэ: Омотэ Сэнкэ, Ура Сэнкэ и Мусянокодзи Сэнкэ.

Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества. К началу XVIII века в Японии сформировалась целая система чайных школ, впрочем, все они были ответвлениями школы Сэнкэ. Во главе каждой школы стоял иэмото - руководитель и старший из чайных мастеров, который управлял школой и аттестовал мастеров, прошедших в ней обучение. Главной задачей иэмото считалось поддержание неизменности канонизированной традиции чайной церемонии. В школах был разработан необходимый комплекс упражнений, предназначенный для выработки навыков чайного мастера. Естественно, там обучались всему, что связано с организацией и оформлением церемонии, с приготовлением чая, с поддержанием подобающей беседы и созданием нужного настроения.

Японское чаепитие – это не просто традиция, это целый ритуал , который люди постигают многие годы в специальных школах. Смысл японского чаепития заключается, главным образом, не в дегустации напитка — это больше похоже на медитацию и попытку обрести гармонию не только в себе, но и с другими людьми. Сегодня рядовой японец может назвать следующие сорт чая: гекуро (наивысший сорт зеленого чая), сэнтя (высший сорт зеленого чая), бантя – зеленый чай более низкого качества, кукитя – низший сорт зеленого чая, который пьют только холодным, котя – все многообразие видов черного чая, и наконец, матя – стертый в порошок гекуро, который используется, как правило, в чайной церемонии.

Японская чайная церемония уходит своими истоками в VIII век, когда китайский чай был впервые привезен в страну восходящего солнца. Позже, в XIII веке чаепитие начало приобретать церемониальные черты благодаря активно распространявшемуся в то время дзен буддизму, пока двумя столетиями позже монах Сюко не оформил эти черты в особые принципы. По его мнению, чайная церемония должна была быть максимально естественной и простой, то же касалось убранства дома и использованной утвари, а отношения между хозяином и гостем должны быть сведены к взаимному пониманию без слов.

Он оставил после себя основные правила чайной философии:

  • гармония, единение человека с миром, ничто не должно нарушать атмосферу чайной церемонии, нет здесь ни одного лишнего предмета или цвета.
  • Почтительность, взаимоуважение, преодолевание в себе чувства превосходства над другими
  • Чистота в чувствах и мыслях,
  • Спокойствие, уравновешенность, безмятежность в душе и на лице.

Церемония по сути является формальной встречей мастера и его гостей не только для распития чая, но и светской беседы и отдыха. Церемонию нельзя проводить в обычном доме – действо должно разворачиваться в особом домике для чаепития, который называется тясицу. Тясицу воплощает в себе основу чайной церемонии - естественность и простоту, поэтому эти домики состоят обычно из одной комнаты с несколькими окнами, простыми глиняными стенами и бронзовым очагом. Посуда, используемая во время ритуала, также отличается простотой: простые керамические чаши, потемневший медный чайник, ящик для заварки, бамбуковые ложки.

Сама церемония чаепития проходит в несколько этапов: сначала гости собираются и готовятся к ритуалу, проходя по каменной дорожке через чайный сад к чайному домику. На пути к тясицу гости созерцают причудливые камни и растения и настраиваются на особый лад. После этого гости умываются и переступают через порог тясицу, предварительно сняв обувь. Хозяин, проследовав за гостями, угощает своих посетителей легкими и красивыми закусками, после чего гости снова покидают домик, чтобы немножко погулять и подготовиться к самому важному элементу церемонии. По возвращении всех начинается заваривание зеленого чая. После долгого ритуального приготовления гости наконец начинают пить чай, беседуя с хозяином о прекрасном: о красоте цветочной композиции, изречении, написанном на специальном свитке, о чаше с чаем и, наконец, о самом чае. Весь этот ритуал как ничто другое отражает японский характер и отношение к жизни. Поэтому, будучи в Японии, обязательно посетите традиционную чайную церемонию и прочувствуйте дзен на себе.

Япония - страна удивительных традиций, кулинарных шедевров, восхищающих туристов всего мира. Одной из самых зачаровывающих особенностей этой культуры является японская чайная церемония. Это настоящее искусство приготовления и питья чая, красивый ритуал, который нужно обязательно увидеть хотя бы раз в жизни. Чайная церемония в Японии стала частью жизни, традицией, заложенной еще в давние времена, но сохранившейся до наших дней. Поэтому она привлекает тех, кто желает прикоснуться к одному из самых ценных ритуалов этой страны.

Немного истории

История чайной церемонии берет свое начала в средних веках. Чай появился в Японии в VIII веке. Считается, что привезли его буддийские монахи или путешественники. Чай выращивали на территории монастыря и преподносили Будде. Его использовали во время медитаций и религиозных мероприятий. Именно буддийские священники зародили традиции чайной церемонии в Японии.

Стали проводиться турниры по угадыванию лучших сортов этого напитка. Среди простых людей проводились чайные собрания, на которых пытались познать эстетику этого процесса. Сама чайная церемония была придумана Муратом Дзюко. Он добавил к этому искусству философию и язык жестов. Это были попытки уйти от мирской суеты к умиротворению и тишине.

Особенности ритуала

Японская чайная церемония - это не просто технология приготовления и употребления чая. Это множество составляющих, которые должны сопровождать этот ритуал. Чайный домик для проведения церемонии, по замыслу основателей, должен был представлять собой маленькую крестьянскую хижину с соломенной крышей. Позднее он был усовершенствован последователями учения. Искусство чайной церемонии в Японии предполагает использование специальной керамической посуды, изготовленной местными мастерами.

Вокруг чайного домика расположен сад, созданный по определенным принципам. Также был разработан этикет для участников церемонии, темы и характер бесед, которые должны быть непринужденными и создавать атмосферу умиротворения и отрешенности. К чайному домику ведет каменная дорожка. Вокруг расположено множество камней, поросших мхом, и фонари. В саду преобладают кипарисы, вечнозеленые кустарники, сосны и бамбук. Все должно навевать мысли об отрешенности и спокойствии.

Чайный домик

Это один из важных элементов церемонии. Домик состоял из одной маленькой комнаты. Дверь представляла собой узкий вход не более 60 сантиметров в высоту и ширину. Один из принципов ритуала предполагает равенство всех входящих, и каждый должен при входе согнуться, независимо от положения. Такой вход не давал пронести в домик оружие, и все мечи оставались снаружи. Внутри нет места мирской суете, здесь все прекрасно.

Главной составляющей сооружения является ниша, где находится свиток с живописью, курильница с благовониями и букет цветов. Эта ниша расположена напротив входа и сразу привлекает внимание. Несколько окон разных размеров позволяют проникать свету ровно настолько, чтобы обеспечить оптимальное освещение. Сквозь них можно любоваться красотами сада.

Развитие ритуала

С каждым годом последовательность действий и манеры поведения становились усовершенствованными. Входя в пределы чайного сада, гости погружались в атмосферу тишины и спокойствия, оставляя все проблемы за воротами. Перед входом в домик принято снимать обувь и оставлять ее у порога. В полном молчании все входят внутрь и рассаживаются, проникаясь тишиной и красотой атрибутов. Через некоторое время выходит хозяин церемонии и, поклонившись гостям, усаживается напротив, возле очага.

Атрибуты чаепития

Чайная церемония в Японии - это неспешный ритуал, помогающий расслабиться и предаться медитации. Для ее проведения используют особые предметы - настоящие произведения искусства. Главными аксессуарами являются: шкатулка с чаем, деревянная ложка и чашка. Над огнем висит котелок с водой. Каждый предмет имеет определенное эстетическое и философское значение. Это не просто ритуал - это принципы, постижение великого смысла жизни. Поэтому все атрибуты имеют большое значение.

Чайная церемония

Хозяин церемонии должен насыпать в чашку зеленый чай и залить его кипятком. Все жесты должны быть неторопливыми, без суеты. Затем четкими движениями масса взбивается при помощи бамбукового веничка. Чайный порошок должен полностью раствориться и превратиться в пену. Все это время гости наблюдают за процессом и вслушиваются в ритмичные движения. Далее чаша передается самому почетному гостю, и тот делает первый глоток, отпивая чай. Все делается медленно, без нарушения общего спокойствия.

Затем чаша отдается обратно хозяину церемонии. После этого она передается из рук в руки, чтобы каждый участник мог ощутить структуру и теплоту глиняной поверхности. Далее начиналась неторопливая беседа. Говорить следовало о красоте свитка и букета, расположенных в нише, о свойствах чаши для чаепития. Проблемы и повседневные дела остаются за пределами чайного домика и сада. Вся церемония проходит в три этапа. Первый - это прием пищи. Далее следует питье густого чая, то есть ритуал, описанный выше. Затем идет питье жидкого чая.

Принципы церемонии

Чайная церемония в Японии имеет четыре основных принципа. Их сформулировал основатель, Мурат Дзюко. Первый принцип - это гармония («ва»). Она должна присутствовать в движениях и мыслях. Второе - это почтительность («кэй»), которая сопровождает всю церемонию.

Третий принцип - это чистота («сэй») действий и мыслей. Последнее - это тишина и покой («сэки»). Чайная церемония в Японии проводится в тишине, спокойной обстановке, где ничто не нарушает размеренного течения жизни. Тишина и покой подразумевают и просветленное одиночество.

Принцип гармонии

Самой главной целью любой чайной церемонии является достижение гармонии. Участники должны отрешиться от земных проблем, забот и мыслей. Во время церемонии нет различий между людьми и их происхождением. Все объединяется, и достигается гармония. Это основа и всей культуры этой страны. Гармония помыслов, не связанных с житейскими трудностями. Участники ведут беседу о красоте, вещах, касающихся самой церемонии, и достигают единства в своих желаниях, действиях и мыслях. Это и есть цель и смысл проведения таких мероприятий.

Принцип почитания

Этот принцип основан на проявлении терпимости и уважения по отношению к старшему поколению или к другим участникам церемонии. Он лежит и в основе воспитания, которое прививают японцам с детских лет. Поэтому в этой стране уровень почитания пожилых людей, старших по званию и по возрасту самый высокий. Участники ритуала должны контролировать свои ощущения и чувства и быть тактичными по отношению к другим людям, сидящим в чайном домике.

Принцип чистоты

Этот принцип подразумевает душевную и физическую чистоту. Намерения каждого участника должны быть самыми светлыми. Не должно быть никаких злых или корыстных намерений. Участники обязаны быть чисты как духом, так и телом. Согласно поверьям, такие люди будут иметь хорошее здоровье и множество благ.

Принцип покоя и тишины

Последний принцип подразумевает полное спокойствие духа и умиротворение. Каждый гость должен спокойно воспринимать всю церемонию, сдержанно и без раздражения. Чайная церемония, фото о которой оставят самые лучшие воспоминания, создана, чтобы объединить людей и привести их к покою и умиротворению. Во время ритуала сохраняется дружественная обстановка, вежливое и тактичное отношение между всеми участниками.

Выбор гостей

Хозяин церемонии занимается выбором гостей. Самое главное для него - это определение самого почетного участника. Этот человек должен знать традиции чайной церемонии и все правила ее проведения. Главный гость является примером для остальных участников.

Его извещают о проведении церемонии как минимум за неделю. После этого он дает свое согласие или отказывается участвовать в этом действии. Главный гость вместе с хозяином занимается подбором остальных участников. Устроитель церемонии присылает ему список, из которого надо отобрать пять человек, или обсуждает этот вопрос при личной встрече. Когда участники церемонии отобраны, всем рассылаются приглашения. Сегодня для этих целей используют телефон. Раньше все было намного сложнее и более изысканно. В ответ каждый гость был обязан лично посетить устроителя праздника или прислать ему письмо с благодарностью.

Одежда для чайной церемонии

Одежда для этого ритуала подбирается в зависимости от типа события. Для формального торжества мужчины надевают кимоно из шелка. Поверх него идет черная накидка с нарисованным белым знаком. Также надевают широкие штаны (хакаму) и белый пояс (таби). Требования к женской одежде более строгие. Главным из них является скромность одежды. Она не должна быть ярких и вызывающих цветов. Обычно участники церемонии приносят с собой салфетки. Их необходимо положить за отворот кимоно. Также у них должен быть маленький и большой платок и заостренная деревянная палочка. Это необходимые для проведения аксессуары.

Разновидности чайной церемонии

Чайная церемония, фото которой можно увидеть в данной статье, подразделяется на шесть типов. Церемония, совершаемая при луне, заканчивается не позднее четырех часов утра. Порошковый чай заваривают в ходе самого чаепития. Он должен быть очень крепким. Ритуал, проводимый на восходе солнца, заканчивается не позже шести часов утра. Существует утренняя чайная церемония в Японии. Кратко - это чаепитие после шести утра.

Послеобеденный ритуал проводят после часа дня. Из еды здесь подают только пирожные. В шесть часов вечера начинают вечернюю церемонию. Существует еще и специальная церемония, которую проводят по особым случаям. Например, в честь какого-то памятного события. Самая распространенная - это послеобеденная церемония. У каждого ритуала есть свои особенности. Они не заметны для обычного обывателя, но знатоки чувствуют тонкие нюансы различных церемоний.

Чай для церемонии

Отдельно следует сказать о чае, который используют для проведения чайных мероприятий. Кроме посуды, обстановки, участников, главным составляющим всего ритуала является чай. Изначально он доставлялся из Китая. Со временем японцы научились культивировать и выращивать свои сорта чая. Их отличие от напитка китайского, индийского или цейлонского происхождения очень существенное. Поэтому для проведения настоящей церемонии следует выбирать только чай, выращенный в этой стране. Вот так проходит чайная церемония в Японии, фото которой вызывают желание посетить это действо. Но лучше всего увидеть этот ритуал наяву и прочувствовать всю его красоту и гармонию.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Рецепты. Кондитерская. Рестораны. Мясо. Фрукты и овощи